В декабре 2019 г. Астраханским региональным отделением Союза журналистов России был проведен опрос руководителей и сотрудников астраханских региональных СМИ с целью определить наиболее существенные проблемы, мешающие развитию здоровой информационной среды в регионе. Опрос проводился при помощи анкет, разосланных по электронной почте.
В анкетировании приняли участие 14 главных редакторов печатных изданий области (из них 4 областных и 10 районных), редакторы и ответственные сотрудники 5 телекомпаний, 5 радиостанций и 4 сетевых ресурсов.
Сводная диаграмма основных проблем с которыми сталкиваются редакционные коллективы астраханских СМИ
* Включает недостаточную бюджетную поддержку, а также отсутствие региональных грантов для СМИ.
** Факультет журналистики АГУ выпускает достаточное количество квалифицированных специалистов, но из-за низкой зарплаты в отрасли они предпочитают работать в других сферах.
По типу СМИ мнения сформированы следующим образом
По печатным СМИ областного значения
- Недостаточная бюджетная поддержка на областном уровне
- Проблема с реализацией информационного продукта (газеты) в регионе
- Отсутствие господдержки в вопросах повышения квалификации журналистов
- Отсутствие серьезных творческих конкурсов для СМИ на уровне региона
- Отсутствие дискуссионных площадок для открытого общения с представителями органов власти и бизнеса
- Недостаток квалифицированных кадров
- Отсутствие конструктивного диалога с властями
- Эффективность использования СМИ на прошедших выборах. По оценке опрошенных, средний показатель составил 2,3 балла по 5 балльной шкале.
По печатным СМИ районного значения
- Отсутствие диалога между представителями власти и населением на страницах газет
- Недостаток финансирования
- Недостаток квалифицированных кадров, нежелание молодых специалистов связывать свою профессиональную деятельность с печатной журналистикой
- Неэффективная политика «Почты России» в вопросах подписки и взаимодействия с печатным изданием
- Отсутствие грантов для местной прессы на уровне региона
- Зависимость от расположенности к изданию ключевых персон в администрации, депутатов совета, которые могут урезать или не выделить необходимые для сущестования суммы
- Не хватает открытости и гласности, чиновникам не нравится видеть на страницах районной газеты материалы с критикой, люди не имеют возможности высказаться на ее страницах, потребовать официального комментария, поэтому уходят в соцсети
- Огромный поток официальной информации от различных структур и ведомств, надзорных органов, желающих вести через СМИ работу с населением, причем вести ее за счёт СМИ, на безвозмездной основе
- Плохая техническая оснащенность редакций
- Эффективность использования СМИ на прошедших выборах. По оценке опрошенных, средний показатель составил 3,5 балла по 5 балльной шкале.
По электронным СМИ (ТВ, радиоканалы)
- Отсутствие господдержки в деле повышения квалификации журналистов
- Отсутствие/недостаточное финансирование
- Закрытость властей от диалогов на острые темы
- Недостаток квалифицированных кадров
- Эффективность использования СМИ на прошедших выборах. По оценке опрошенных, средний показатель составил 3,5 балла по 5 балльной шкале.
По электронным СМИ в интернете
- Отсутствие грантов на уровне региона для поощрения и развития наиболее успешных информационных площадок
- Недостаток квалифицированных кадров
- Отсутствие возможности (в основном финансовой) для регулярной переподготовки кадров – журналисты электронных СМИ нуждаются в постоянном повышении квалификации
- Консервативность, закрытость многих важных источников информации
- Техническое несовершенство бесплатных платформ, на которых работают большинство региональных СМИ, слабая или непомерно дорогая техподдержка
- Эффективность использования СМИ на прошедших выборах. По оценке опрошенных, средний показатель составил 4,5 балла по 5 балльной шкале.