На журфаке АГУ. Встреча с Мариной Ли

Главная На журфаке АГУ

18 октября 2018 г. в информационно-маркетинговом центре библиотеки им. Крупской состоялась встреча с членом общественного совета в Министерстве культуры и туризма Астраханской области, руководителем службы радиовещания ГТРК «Лотос» – Мариной Ли. Она поделилась историей своей жизни и рассказала о том, что необходимо знать будущим журналистам.

Профессиональный выбор

В школе я мечтала быть историком, до этого мечтала быть микробиологом, потом начались проблемы с химией, поняла, что, нет, наверное, медицинский я не потяну. Была мечта стать историком, заниматься научными изысканиями, ездить по миру, участвовать в археологических раскопках и т.д.

Это были 90-е годы, надо понимать, что мы с вами формируемся как личности в совершенно разном времени, в совершенно разных условиях. Тогда все, кто что-то из себя представлял, уезжали, в основном, заграницу; научная деятельность была приостановлена, музеи закрывались, появлялись торговые центры и какие-то другие объекты, так что об этом (о мечте стать историком) и речи быть не могло. Стал вопрос профессионального выбора, школу заканчивала неплохо, поэтому, в принципе, выбор свой могла особо не ограничивать. Тогда мне этот совет дал папа – офицер (отец у меня военнослужащий).

«Профессию надо выбирать так, чтобы она была востребована в любой глуши, куда бы география тебя не занесла. Профессия учителя русского языка – самая прикладная, всегда будут сдавать экзамен по итогам девятого или одиннадцатого класса, сочинения при поступлении в какое-то профессиональное высшее учреждение, поэтому иди учителем русского языка». У меня были хорошие преподаватели русского языка в школе, и под их наставничеством я и сделала этот профессиональный выбор.

Образование

Учеба была обыкновенная, тяжелее стало после третьего курса. Тогда я рано вышла замуж, быстро стала мамой. Поэтому после четвертого курса завалив… Честно, я завалила свой бакалаврский проект! Мне поставили за него тройку и сказали, что ставят мне зачет только из уважения к моему материнству и только при условии, что я не остаюсь на специалитет. На пятом курсе меня в университете не было. Потому что невозможно быть хорошей женой, хорошей мамой и отличным студентом, и еще блестящую дипломную работу написать. Но, в целом, бакалаврский диплом у меня, кажется, троек не содержит.

Поиски работы

Когда малыш подрос, я столкнулась с тем, что у меня диплом два года пролежал в коробочке. Я никого не знаю, я не знаю, чем хочу заниматься, не знаю куда пойти.

Сначала я пришла в школу, но мои любимые учителя русского языка развернули меня и сказали, что с моими мозгами и данными я должна рискнуть и найти что-то другое. Несколько недель, если не месяцев, были звонки по объявлениям, какие-то разговоры со знакомыми, газета «Все для Вас». В итоге знакомые мне позвонили, сказали, что были кастинги ведущих на ГТРК «Лотос». Рассказали, что там уже давно все поменялось. Они стали филиалом федерального канала, работают под Москвой, у них новые стандарты, и что мне точно понравится. Я включила телевизор, посмотрела несколько выпусков новостей.

Вот, кстати, дальше начинается история о том, что журналистика – это такая профессия, где ты никогда не знаешь, к чему нужно быть готовым. Мой первый звонок в редакцию ГТРК «Лотос» главному режиссеру – тогда это была Полина Петровна Белик – такая астраханская Фаина Раневская.

Она со мной разговаривала и у меня сложилось впечатление, что меня держат за умственно отсталую. У меня спрашивали про рецепты домашних солений, так как я домохозяйка; про здоровье новорожденных, раз уж я – мама. И я думала: «Господи, она о чем угодно со мной говорит, только она не спрашивает о дипломе, о профессиональных навыках, каких-то моих мечтах, желаниях, амбициях и всем остальном». Она резко прекратила этот разговор и говорит: «У Вас хорошо подвешен язык, Вас трудно выбить из колеи, нам это подходит! Вы легко ориентируетесь в ситуации, умеете строить диалог, если Вы еще и телегеничной внешностью отличаетесь, то мы Вас возьмем». И мне сразу назначали пробы.

Появление на «ГТРК»

Моя первая встреча с редактором новостей прошла очень необычно.

Мне сказали: «тебя сюда никто не звал, тебя здесь никто не ждал, ты ничего не умеешь. Поэтому, вот пространство которое называется news room и вот люди которые здесь работают. Приставай, спрашивай, у тебя есть три недели пока из отпуска не пришла Стелла Борисовна (она была начальником службы информации телевидения). То, с чем ты придёшь к ней через три недели и будет твоим профессиональным багажом».

Я приходила на работу каждый день и меня просто терпели. Я действительно ничего не знала и постоянно спрашивала. Интуитивно чувствовала, что это мое. Смотрела на людей которые меня окружали и понимала,что не Боги горшки обжигают.

После трёх недель в аппаратной, я пошла на собеседование. Потом ещё два месяца бесплатно стажировалась и  полгода работала внештатным корреспондентом.

Профессиональные трудности

За полгода я успела вырасти до выпускающего редактора утренних новостей. Говорят, что до меня так быстро еще никто не поднимался. Я вела утренние новости, абсолютно все выпуски шли в прямом эфире. Первый начинался в 6:15 утра. Я вставала в 3:30, в четыре за мной приезжала машина, а в 6:15 я уже рассказывала астраханцам, что произошло за ночь . По регламенту, в 12 дня мой рабочий день заканчивался, но обычно после обеда меня ждала сьемка сюжета. Со звоном в ушах и на шатающихся ногах (от недосыпа) мне надо было ехать на другой конец города.

Если вы готовы к такому уровню стресса, к таким нервам и к такой деятельности, то телевидение это ваше.

Организация работы телевизионной редакции

Многие, кто приходят на работу или на практику в редакцию, не знают как правильно должен выстраиваться рабочий процесс. Важно знать как строится работа редакции по подразделениям и что, помимо ведущего, в создании и показе материала участвует огромное количество людей: редакторы, продюсеры, специалисты технической службы, съемочная группа, монтажёры и главный редактор. Я прошла все ступени: фотографировала, монтировала, обрабатывала, вела ленту новостей думы АО, была шеф-редактором.

Работа на радио

Я пришла на радио уже совершенно опытным человеком, отработав много времени в разных СМИ и имея опыт преподавания. Тут я поняла,что не умею ничего. Это самое жесткое и категорически безжалостное СМИ, потому что две секунды молчания в эфире – это брак, вы не можете спрятаться за красивую картинку. С точки зрения производства, оно дешевле , но оно безжалостное к автору. Вам надо убедить слушателя, что это интересно и уметь рассказывать какую-то новую информацию . В плане информационной насыщенности и эрудиции, радио требует гараздо больше, чем телевидение.

Абуталиева Сабина, ЖР-31
Фото Елены Репиной, 4 курс