ПОЛОЖЕНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ БЕЗОПАСНОСТЬ АСТРАХАНСКИХ ЖУРНАЛИСТОВ В МЕСТАХ ПРОВЕДЕНИЯ МАССОВЫХ ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Главная

Настоящие Положения, обеспечивающие безопасность журналистов в местах проведения массовых публичных мероприятий разработаны Управлением МВД России по Астраханской области и региональной общественной организацией «Астраханский Союз журналистов» и одобрены Правлением РОО «АСЖ» 13 августа 2021 года.

Признавая необходимость безусловного соблюдения конституционных и законодательных гарантий свободы массовой информации, прав граждан на оперативное получение через средства массовой информации (далее – СМИ) достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц и в целях обеспечения гарантированной государством защиты чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества журналистов, как лиц, выполняющих общественный долг;

Принимая во внимание то, что массовое публичное мероприятие является зоной повышенной опасности, защита гражданских и профессиональных прав, жизни и здоровья журналистов, осуществляющих профессиональную деятельность по освещению массовых мероприятий, в особенности проводимых без подачи уведомления в органы власти или с нарушениями согласованного формата, требует создания дополнительных эффективных механизмов взаимодействия между СМИ, журналистами и органами, обеспечивающими соблюдение правопорядка на указанных мероприятиях;

Основываясь на том, что журналисты, обладающие редакционными удостоверениями и выполняющие поручения редакций, имеют полное право на освещение массовых мероприятий вне зависимости от того, согласованы или нет эти мероприятия уполномоченными органами государственной власти или местного самоуправления;

Сознавая высокую степень социальной ответственности представителей СМИ и сотрудников правоохранительных органов;

Руководствуясь законами Российской Федерации: «О полиции», «О средствах массовой информации», «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и изложенными выше принципами, которые должны стать основой взаимодействия между правоохранительными органами и журналистами, Управление МВД России по Астраханской области и Региональная общественная организация «Астраханский Союз журналистов» рекомендует редакциям средств массовой информации Астраханской области к реализации в своей практической деятельности следующие Положения, обеспечивающие безопасность журналистов в местах проведения массовых публичных мероприятий:

 

  1. Статус журналиста

Под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию (ст. 2 Закона о СМИ).

Профессиональный статус журналиста, установленный Законом о СМИ, распространяется также на:

— штатных сотрудников редакций многотиражных газет и других СМИ, продукция которых распространяется исключительно в пределах одного предприятия (объединения), организации, учреждения;

— фрилансеров, то есть авторов, не связанных с редакцией средства массовой информации трудовыми или иными договорными отношениями, но признаваемых ею своими внештатными авторами или корреспондентами, при выполнении ими поручений редакции (ст. 52 Закона о СМИ);

 

  1. Документ, подтверждающий статус журналиста

Документом, подтверждающим полномочия журналиста, является (ст.ст. 49, 52 Закона о СМИ, п. 5 ст. 6 Закона о митингах):

а) редакционное удостоверение или

б) редакционное задание.

Документом, подтверждающим личность журналиста, является (пост. Правительства РФ от 06.08.2015 № 813):

а) паспорт, в том числе заграничный, дипломатический, служебный и т.д. или

б) иной документ, удостоверяющий личность, в том числе удостоверение личности моряка, вид на жительство, удостоверение беженца и т.д.

 

  1. Имея в виду массовое публичное мероприятие как событие, создающее потенциальную возможность для нарушений общественного порядка (в т. ч. массовых), создающих угрозу личной безопасности работника СМИ, журналисту следует, прежде всего, определиться, в каком статусе он идет на публичное мероприятие: а) как участник или б) как журналист с целью его освещения в СМИ.

Права и обязанности участника публичного мероприятия определяются Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Закон о митингах).

Права и обязанности журналиста при освещении публичного мероприятия определяются Законом РФ от 27.12.1991 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ).

Эффективное совмещение статусов участника публичного мероприятия и журналиста, освещающего это событие, невозможно и может привести к невыполнению редакционного задания, а также иным негативным последствиям.

 

  1.  Журналист, как и любой участник публичного мероприятия, обязан:

4.1. Соблюдать общественный порядок (п. 2 ч. 3 ст. 6 Закона о митингах);

4.2. Выполнять законные требования сотрудников полиции (ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»).

 

  1. При освещении публичного мероприятия журналист обладает в полном объеме правами, предусмотренными ст. 47 Закона о СМИ. Органы правопорядка не имеют права препятствовать журналисту в реализации его законных прав, если действия журналиста не нарушают действующее законодательство РФ.

 

  1. При освещении публичного мероприятия журналист должен соблюдать обязанности, предусмотренные ст. 49 Закона о СМИ

 

  1. При освещении публичного мероприятия журналист, присутствующий на публичном мероприятии, обязан (ст. 6 Закона о митингах; приказ Роскомнадзора от 22.03.2021 № 30):

7.1. Иметь надетым на себя специальный жилет неонового зелёного цвета с нанесенной надписью «ПРЕССА»;

7.2. Иметь надетым на себя бейдж белого цвета, который должен содержать идентификационные данные журналиста, редакции СМИ, дату выдачи бейджа и срок его действия, инициалы, фамилию и подпись главного редактора.

Обеспечение журналистов данными отличительными знаками (признаками) возложено на редакции СМИ.

Другие участники публичных мероприятий не вправе использовать отличительный знак (признак) представителя СМИ.

 

  1. Меры, предпринимаемые полицией Астраханской области по обеспечению законной деятельности журналиста при освещении им публичного мероприятия:

8.1. Государство гарантирует журналисту в связи с осуществлением им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг (ст. 49 Закона о СМИ).

8.2. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов наказывается лишением свободы на срок до шести лет (ст. 144 УК РФ).

8.3. Подразделения полиции, осуществляющие организацию охраны общественного порядка при проведении массового публичного мероприятия, Отдел информации и общественных связей УМВД России по Астраханской области и их должностные лица, при разработке мер по охране общественного порядка:

8.3.1 Выделяют ответственного сотрудника Отдела информации и общественных связей УМВД России по Астраханской области (далее – пресс-служба полиции) для организации взаимодействия и оперативного решения организационных вопросов с представителями СМИ, общественных организаций и объединений, осуществляющих защиту прав журналистов, а также руководящим составом подразделений полиции по охране общественного порядка, находящимися на месте проведения массового публичного мероприятия. Данный сотрудник пресс-службы не наделяется полномочиями предоставлять официальные комментарии для СМИ от имени ведомства.

8.3.2. Заблаговременно уведомляют Региональную общественную организацию «Астраханский Союз журналистов», а также редакции ведущих СМИ области о необходимости: обеспечивать журналистов, направляемых с редакционным заданием на освещение массового публичного мероприятия отличительными знаками (признаками) представителя СМИ; организовать взаимодействие с ответственным сотрудником пресс-службы полиции; соблюдать меры личной безопасности при освещении массового публичного мероприятия; избегать в целях безопасности находиться непосредственно в пространстве между участниками публичного мероприятия и сотрудниками полиции (иных правоохранительных ведомств), осуществляющими охрану общественного порядка (в том числе при пресечении противоправных действий участников мероприятия и задержании лиц за их совершение).

8.3.3. Уведомляют Региональную общественную организацию «Астраханский Союз журналистов», а также редакции ведущих СМИ области о месте нахождения медиалокации — участка территории проведения массового публичного мероприятия (участок местности, непосредственно примыкающий к данной территории), обеспечивающего максимальную безопасность журналистов, в которой они могут изготавливать, редактировать и отправлять в редакции СМИ текстовые, видео-, фото- и аудиоматериалы о ходе публичного мероприятия, осуществлять настройку аппаратуры, средств связи и других технических средств, используемых при осуществлении ими своей профессиональной деятельности, а также куда они могут проследовать в случае возникновения реальной угрозы их здоровью и (или) жизни.

 

  1. В целях обеспечения оперативного взаимодействия редакций СМИ и журналистов, присутствующих на массовом публичном мероприятии, с ответственным сотрудником пресс-службы полиции редакциям средств массовой информации рекомендуется заблаговременно сообщить ответственному сотруднику сведения (ФИО, номер мобильного телефона) о журналистах, направляемых с редакционным заданием на освещение массового публичного мероприятия.

 

  1. В целях обеспечения личной безопасности журналисту, направленному с редакционным заданием на освещение массового публичного мероприятия рекомендуется: 

10.1. Заблаговременно установить контакт с ответственным сотрудником пресс-службы полиции;

10.2. При прибытии на место проведения публичного мероприятия установить личный контакт с ответственным сотрудником пресс-службы полиции в целях получения актуальной информации о расположении медиалокации и  иной необходимой информации;

10.3. Иметь одетыми на себя установленные отличительные знаки (признаки) представителя СМИ.

10.4. При выполнении своих обязанностей избегать нахождения непосредственно в пространстве между участниками публичного мероприятия и сотрудниками полиции (иных правоохранительных ведомств), осуществляющими охрану общественного порядка (в том числе при пресечении противоправных действий участников мероприятия и задержании лиц за их совершение).

10.5. При любых действиях на мероприятии  (особенно в условиях отвлечения на фото,- видеосъёмку события) всегда соизмерять свои действия со сложившейся обстановкой и понимать, что поведение журналиста (даже непреднамеренное), в случае создания реального препятствия для исполнения сотрудниками полиции (иных правоохранительных ведомств) своих обязанностей по охране общественного порядка (например, в ситуации нахождения между сотрудником полиции и задерживаемым им лицом, которое (нахождение) физически препятствует производству задержания, попытка дотронуться до сотрудника полиции, толкнуть его в толпе и т.п.) может быть расценено правоохранителем в ситуации кратковременного силового противоборства как воспрепятствование его законным действиям и соответственно пресечено.

Несоблюдение данных рекомендаций не лишает журналиста принадлежащих ему по закону профессиональных прав и не освобождает его от профессиональных обязанностей.

  1. При освещении публичного мероприятия журналисту категорически запрещается:

11.1. Принимать участие в публичном мероприятии (выкрикивать лозунги, демонстрировать плакаты или другую атрибутику мероприятия и т.д.);

11.2. Препятствовать каким-либо образом действиям сотрудников полиции и иных правоохранительных ведомств.

 

Настоящие Положения, обеспечивающие безопасность журналистов в местах проведения массовых публичных мероприятий разработаны Управлением МВД России по Астраханской области и региональной общественной организацией «Астраханский Союз журналистов» и одобрены Правлением РОО «АСЖ» 13 августа 2021 года.

Скачать в PDF