Юбилейная выставка Виталия Лоянича. Разбудить дремлющую память

Главная

Завтра, 13 августа, на территории Астраханского кремля откроется персональная выставка одного из старейших астраханских фотодокументалистов, члена СЖР Виталия Дмитриевича Лоянича.

А сегодня в одном из павильонов музейно-выставочного комплекса «Цейхгауз» идут последние приготовления. Виталий Дмитриевич принимает в процессе самое активное участие. Несмотря на занятость, он нашел время, чтобы рассказать о предстоящей инсталляции.

– Виталий Дмитриевич, эту выставку можно назвать юбилейной?

– Да, она приурочена к моему 85-летию и должна была открыться в конце мая, но пандемия внесла свои коррективы. Сейчас, когда карантинные мероприятия ослабли, я, при поддержке организаторов, а в их числе министерство культуры, Астраханский объединенный музей-заповедник, астраханский Союз журналистов, фотостудия «Дельта» представляю свой творческий отчет вниманию своих земляков.

– Какой временной период запечатлен на представленных фотоснимках?

– От конца 50-х годов до сегодняшнего дня. Выставка разделена на три тематических периода, которые рассказывают о людях, событиях, свершениях, сбывшихся, а потом разрушенных надеждах. И, конечно же, о вере в человеческий разум и его созидательную силу.

Пока сотрудники Цейхгауза монтируют на стены застекленные панно с коллажами, Виталий Дмитриевич водит меня вдоль пока еще стоящих на полу стендов и рассказывает, рассказывает… Похоже, что он помнит каждую фотографию, поскольку про любую может поведать развернутую историю, пояснив не только то, с каким событием она связана, но даже называя имена людей на ней запечатленных. У Виталия Дмитриевича в его 85 лет почти феноменальная память. Десять лет назад он проходил плановое обследование, и от скуки выиграл спор у соседей по больничной палате, назвав им по памяти все номера своей записной телефонной книжки.

– Но сейчас уже не все сразу запоминаю, – улыбается он. – Но то что запомнил раньше, помню отлично.

Фотоэкспонатов, которые ждут очереди, чтобы занять свое место на стенах павильона, очень много. Но это лишь малая часть того, что снял Виталий Дмитриевич за долгую творческую жизнь. Интересно было бы достоверно подсчитать, сколько раз он нажал на кнопку срабатывания затвора фотоаппарата? По моим гипотетическим вычислениям – не менее 400 000 раз. Но это не точно. Скорее всего, больше.

– У меня огромный архив, – вздыхает Виталий Дмитриевич. – Стеллажи с негативами. Я ищу заинтересованные организации, чтобы передать им те фотоматериалы, которые связаны с их историей. Но, увы, таких почти не осталось.

Действительно, Лоянич снимал заводы, промышленные, пищевые, транспортные предприятия, научные организации Астрахани. Горькая ирония в том, что сегодня их нет. Обанкрочены, закрыты, разрушены, поэтому их фотолетописи сегодня мало кого  интересуют и, скорее всего, эта невостребованная хроника навсегда замрет на многих тысячах  архивных фотокадрах. А жаль. Но, к счастью, астраханская история, сфокусированная Лояничем на эти светолюбивые мини-документы, не вся пропадает в неизвестности. Часть ее, хоть изредка, но прорывается к свету, к жизни, к людям. Как здесь, на этой готовящейся к открытию выставке. Тут каждый посетитель, рассматривая тематические коллажи, выполненные замечательным фотодокументалистом Виталием Лояничем, обязательно наткнется взглядом на нечто, что непременно привлечет его зрительское внимание и разбудит задремавшую память.

Вл.Пигарев